Jump to content
Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...
Sign in to follow this  
prem

Ярмарки в 170 городах России: что они дадут малому бизнесу

Recommended Posts

Ярмарки в 170 городах России: что они дадут малому бизнесу. Амбициозный проект неожиданно получил поддержку президента и правительства
 

Проект, в котором принимал участие актер Стивен Сигал, был поддержан правительством и президентом. Компания «Русские ярмарки» рассчитывает получить участки в 170 городах, где откроет круглогодичные ярмарки

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и высшим должностным лицам субъектов до 29 ноября 2019 года оказать содействие при реализации проекта по созданию ярмарочных и развлекательных комплексов компании «Русские ярмарки». Это следует из его поручения (есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердил федеральный чиновник). Минпромторг и Минэкономразвития уже предложили регионам взять проект за приоритетный образец развития ярмарочной торговли и включили его в свои методические рекомендации.

«Русские ярмарки» — проект, который появился в ноябре 2016-го, но с тех пор о его развитии ничего не было известно. О том, что концепция все же получила поддержку — и сразу от президента Владимира Путина, стало известно в сентябре: в рамках заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) президент поручил правительству поддержать проект.

Что такое «Русские ярмарки», совладельцем которых успел побывать голливудский актер Стивен Сигал, и какие у них перспективы — в материале РБК.

Инициатор проекта

ООО «Русские ярмарки», зарегистрированное в ноябре 2016 года, принадлежит ООО «Зар Галерея» и ООО Фирма «ЗАР». Бенефициар обеих — предприниматель и председатель совета центральной ортодоксальной иудейской религиозной организации «Федерация общин горских евреев России» Акиф Гилалов. С ноября 2016-го и до марта 2017-го 20% в «Русских ярмарках» владел голливудский актер Стивен Сигал. Актер вышел из капитала компании, сославшись на большую занятость. В 2016 году представитель группы «Зар» говорил РБК, что проект «Русских ярмарок» оценивается в $2,5 млрд, но с тех пор никакой публичной информации о развитии проекта не было.

Гилалов — выходец из Красной Слободы — места компактного проживания горских евреев в городе Куба на севере Азербайджана. Красная Слобода — также малая родина миллиардеров и крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в Москве Зараха Илиева и Года Нисанова.

Группу компаний «Зар» Гилалов развивал вместе с братом Зауром, погибшим в 2004 году. «Зар» владеет офисным и торговым центром «Галерея ZAR» на Рублевском шоссе. Ранее Гилалов рассказывал изданию Neue Zuercher Zeitung, что его бизнес-интересы также касаются торговли редкоземельными металлами. В феврале 2019 года входящее в группу ООО «Руснедра» купило на торгах подземную часть угольной шахты «Гуковская». Представитель компании сообщил «Коммерсанту», что предприятие планирует вложить 6 млрд руб. в разработку шахты.

В конце 1999 года братья Гилаловы открыли синагогу «Бейт Талхум».

Суть проекта

По словам исполнительного директора «Русских ярмарок» Сергея Карлова, компания планирует возродить русские ярмарочные традиции. «Сейчас в регионах в большинстве своем — формат ярмарок выходного дня, мы хотим сделать ярмарку в ее исконном смысле, наполнив культурно-массовыми мероприятиями, мастер-классами, просвещением, культурным обменом между регионами», — поясняет Карлов.

«Проект ООО «Русские ярмарки» готовится к реализации в регионах и муниципалитетах и представляет собой уже готовое комплексное решение по организации ярмарки», — передал через пресс-службу замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Он уточнил, что проект — только один из возможных вариантов развития ярмарочной торговли, регионы могут самостоятельно оценить его востребованность и он может реализовываться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации и решений местных властей.

Детали проекта

Согласно планам ярмарки будут открыты в 170 городах, их общая площадь составит 380 га, указано в презентации компании для Псковской области (есть в распоряжении РБК). Исходя из концепции работать ярмарки будут следующим образом:

Территория круглогодичных ярмарочных комплексов (малый формат на 1,8–2,5 га и большой на 2,6–3,5 га), стилизованных под крепости, будет разбита на кварталы — «тематические деревни» с разным стилевым оформлением. Среди типовых вариантов предлагаются традиционный русский дизайн «гжель» и «хохлома», а также татарский, сибирский и восточный. В центре ярмарки — центральная площадь, по периметру которой будут размещаться торговые площади и развлекательные павильоны с аттракционами, зонами отдыха, катком и пр. Здания ресторанов будут капитальными постройками.
Ассортимент ярмарочных комплексов будет в основном ориентирован на местную продукцию и локальные народные промыслы, но 15–20% торговых мест планируется предлагать предпринимателям из других регионов.
Малым и средним предпринимателям будет предложено арендовать торговые места. Для них компания разрабатывает приложение, в котором можно подать заявку на место, разместить свой товар на маркетплейсе, взять в аренду онлайн-кассу, сдать отчетность, пообщаться с администрацией и получить кредитование.
Площадки для ярмарок должны предоставить регионы, им рекомендовано выбирать места, генерирующие наиболее активные пешеходные и покупательские потоки. По словам Сергея Карлова, участки компания планирует получить для реализации масштабного инвестиционного проекта, в таком случае она получит землю в аренду без конкурса, но готова принимать участие в аукционах.
Компания планирует строить по 50 ярмарочных комплексов в год, кроме того, планируется создание транспортно-логистических центров. Инвестиции в проект оцениваются на уровне 55–60 млрд руб. Акиф Гилалов намерен инвестировать собственные средства, однако, по словам Карлова, активный интерес к проекту проявляет несколько банков в качестве соинвесторов, но о каких банках идет речь, он не уточнил. Проект должен окупиться за восемь-девять лет.

Переговоры о площадках начались со всеми регионами. В 24 регионах (31 город) уже началось выделение земельных участков, в частности в Псковской и Самарской областях, уточнил Карлов. В Республике Дагестан ярмарки планируется открыть в Махачкале и Хасавюрте. Ведущий специалист отдела проектной деятельности агентства по предпринимательству и инвестиционной деятельности Республики Дагестан Меседу Абдуллаева подтвердила, что проект прорабатывается, однако уточнила, что участки для него еще не определены, так как в агентстве не получили его финансовую модель. Подтвердили обсуждение и дальнейшую проработку проекта и в отделе инвестиционной политики и ГЧП комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области.

По данным из презентации «Русских ярмарок» для Пскова, социальный и экономический эффект от ярмарки будет выражен в увеличении ВРП региона на 1,1%, приток внебюджетных инвестиций составит 275 млн руб., будет создано 80 рабочих мест для организации работы ярмарочного комплекса, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней вырастут на 380 млн руб. Всего же каждая ярмарка будет давать 350–600 рабочих мест.

Риски проекта

«Русские ярмарки» планируют развивать проект и в Москве. Руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк подтвердил, что департамент обсуждал проект с компанией. «Но коллеги хотят строить масштабный проект размером с Измайловский кремль, но у нас уже есть один», — отметил Немерюк, уточнив, что компании был предложен весь спектр площадок, которые есть в городе.

По словам руководителя проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Виктории Мальцевой, ощутимый социально-экономический эффект от проведения ярмарок хорошо проявляется в небольших городах, особенно в тех, где делается упор на развитие туризма. «Связано это с ускорением экономики за счет производства новых видов товаров и услуг, а также поступления новых налогов, которые впоследствии могут пойти на развитие и модернизацию городской инфраструктуры, — отметил собеседник РБК. — Многие эффекты косвенны, например, влияние на имидж города, и в текущих условиях их практически невозможно перевести в численные показатели, а также проанализировать динамику». По ее словам, в России пока мало муниципалитетов с достаточным уровнем компетенций для формирования грамотной стратегии работы с туристами и организации событийной программы в рамках всего календарного года, а не отдельных сезонов.

Однако, как отмечает Мальцева, если какой-то проект получает одобрение правительства или президента, то из рекомендации он может превратиться в обязаловку. «Создавая фактически единого оператора, заведомо монополизируется этот вид деятельности. На любом рынке должно быть как можно больше агентов, которые будут постоянно повышать качество за счет наличия конкуренции», — резюмировала она.

источник:
https://pro.rbc.ru/news/5dcad7749a7947ec0007beb6

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×