Перейти к содержимому

  • Мы в соцсетях:   

- - - - -

Идеальный байер


Идеальный байер – кто он, и с чем его едят современные работодатели?

Для начала развеем миф о том, что байер – профессия молодая, и в Россию пришла совсем недавно. А поможет нам в этом наш великий и богатый русский язык, совсем чуть-чуть истории и простая человеческая логика. Итак…

Байер – история профессии (в обратном хронологическом порядке)

С историей все просто. Подробнее об обязанностях байера мы поговорим чуть позже, а пока остановимся на сути.

Год 2014. Байер – это человек, который «рулит» ассортиментом магазина. Он точно знает, что будет модно в следующем сезоне, осведомлен об особенностях покупательского спроса в конкретной торговой точке. Его задача – закупить для магазина продукцию определенной ценовой категории, которая будет востребована и распродастся на ура.

Байер ездит на выставки, в том числе и за границу, где выбирает модные товары, заключает контракты с поставщиками или сразу закупает нужную коллекцию целиком. От него напрямую зависят продажи и прибыль компании.

Год 1714. Русский купец садится на корабль и плывет в Европу или едет караваном на Восток. Он точно знает, что моду диктует Европа, которая любит все восточное. Возвращается он с товарами заморскими и рассказами о том, что теперь носят французские или английские модницы. При этом он абсолютно честен, ведь представители высших слоев общества тоже бывают за границей и знают, что там модно, а что нет. Привезенный им «последний писк» раскупается быстро и полностью.
Назвать средневекового русского купца байером как-то язык не поворачивается, но суть-то та же. Вывод: байер – профессия, корни которой уходят во времена появления моды, как таковой, а также к истокам возникновения внешней торговли.

Современный байер – чем занимается и что от него требуется

Функционал современного байера напрямую связан с размером компании, в которой он работает. В маленьких магазинах, где штат сотрудников состоит из директора и пары продавцов, функции байера полностью ложатся на плечи руководителя. Директор сам изучает тенденции моды и покупательский спрос, сам составляет ассортиментную матрицу, сам выбирает товар и заключает договора на его поставку.

Байер в крупной компании – это специалист отдела закупок, который знает и может даже то, чего не знает и не может директор. Такой байер пристально следит за малейшими изменениями в моде, внимательно изучает статистику продаж во всех возможных разрезах, ездит в командировки на выставки и переговоры с поставщиками, дает рекомендации дизайнерам, мерчандайзерам и иногда руководству, тесно взаимодействует со всеми подразделениями компании. Он – закупщик с суперпособностями и супервозможностями.

Следует заметить, что от размера компании зависит и объем задач, которые выполняет байер. Чем больше компания, тем уже круг обязанностей. В штате крупных корпораций присутствуют сразу несколько байеров, каждый из которых занимается одной определенной товарной линейкой. Например, байеры одежды, байеры обуви и байеры аксессуаров.

Каким должен быть идеальный байер?

Идеальным кандидатом на замещение вакансии байера будет человек с большим опытом работы в данном направлении. Не потому, что так хочется работодателю, а потому, что требования к профессиональным качествам байеров очень высоки, причем большинство этих качеств вырабатываются уже в процессе работы. К основным требованиям относятся:
  • Высшее образование в определенной сфере (дизайн, архитектура, маркетинг, экономика и так далее).
  • Торговое образование.
  • Идеальное знание русского и английского языка (особенно, если компания сотрудничает с зарубежными поставщиками), основ культуры общения.
  • Солидный опыт работы в закупках и логистике.
  • Четкое понимание всех процессов товарооборота – от статистики и планирования до продаж в торговом зале.
  • Хороший вкус и знание тенденций современной моды.
  • Навыки управления персоналом.
  • Профессиональное чутье.
  • Умение обращаться с компьютером, пользоваться интернетом и знание прикладных программ.
  • Готовность к командировкам, в том числе длительным и заграничным.
Перечень далеко не полный, существует еще ряд требований к психологическим качествам и умению планировать собственное рабочее время. Идеальный байер сможет за 8 рабочих часов в день выполнить все текущие задачи, а новичок – не справится и с половиной, даже если очень захочет. Отсюда и вытекает требование к опыту работы.

Ну а функции и обязанности… В небольших компаниях при необходимости байеры заменяют продавцов и менеджеров в торговых залах. И не потому, что работать больше некому, а потому, что существует трудовой договор с работодателем, в котором четко оговариваются условия сотрудничества, в том числе и круг обязанностей. Но это уже тема для другой статьи.
А пока предлагаем форумчанам поделиться с коллегами собственным опытом сотрудничества с байерами в комментариях к этой статье. Наверняка у владельцев модных бутиков средней ценовой категории и выше такой опыт есть. А может, кто-то из вас и сам работал или работает байером? Расскажите, ведь профессия очень интересная.


5 Комментарии

Очень хотелось бы почитать про байера,это очень интересная и познавательная тема.

Может кто посоветует какую литературу на эту тему. 

Когда-то проходила двудневную учебу байеров. Считаю - зря потраченные деньги. Общие фразы и никаких "хитростей" никто не выдал.

В начале пути просила своих поставщиков за коробку кофет высылать мне заполненные прайсы дилеров из других регионов - по ним и ориентировалась, но это было ошибкой! Все индивидуально! Реалии меняются, формулу не пропишешь.

Нет, курсы или учеба байеров - это точно не про формулу и не про реалии. Это все ерунда. Отличный курс, если там смогли научить мышлению, логике - как анализировать товар с точки зрения его потенциальной коммерческой успешности. То есть, в 1:С можно увидеть свод, что такой-то ТМ продалось столько-то товарных единиц, а другой ТМ - столько-то. Главный вопрос - почему. Почему большинство предпочли вот эти блузки, какие факторы- цена/наценка, ткань, фасон. Что в этом сыграло ключевую роль. Самому научиться отвечать на этот вопрос. Мы обычно чуей чуем - это я продам, а с этим буду обниматься. А осознанно закупать - это понимать, что вот в моем регионе длинный рукав берут, потому что холодно 9 месяцев из 12 (к примеру), воланы на манжетах всех успокаивают - такую блузку можно одеть на экзамен или на концерт (типа нарядно, 2-в-1), ну примерно - логика, как "читать" товар и понимать, каким его видят покупатели. Свои же собственные покупатели.

 

Не знаю, можно ли такому обучить. Обычно наверно какие-то базы дают - как сочетать, как формировать ассортиментную матрицу, чтоб уходило "все со всем". Какие-то тенденции, которые сначала продаются тоннами в столице, потом в регионы идут. Соответственно, можно где подглядывать такие тенденции. Смех смехом, а в масс-маркет очень много приходит из "моды". 

    • Это нравится: Смайла, Елена68 и Mida

Как отобрать товар на сезон,чтобы остатков осталось минимум,хотя есть все данные по продажам за несколько лет ,все равно что то не хватает ,что то остается.Надо обладать хорошим чутьем и статистикой.

Как отобрать товар на сезон,чтобы остатков осталось минимум,хотя есть все данные по продажам за несколько лет ,все равно что то не хватает ,что то остается.Надо обладать хорошим чутьем и статистикой

Только по теории вероятностей и не более того! А самый главный подсказчик - это своя интуиция.